Буровая установка «Уралмаш-3Д»
1- Подробности
Авторы: А. Б. Верник , Г. Б. Карапетян, Л. A. Ефимова, Г. В. Алексеевский
Время: 1951
Задача «Догнать и обогнать Запад!» у нас всегда возводилась в ранг национальной идеи, а в послевоенные годы особенно. Именно тогда руководство страны поставило задачу утроить добычу нефти. Недостатка черного золота в недрах советской земли не было, а вот с технологиями ее добычи вырисовывалась проблема. Добывать было попросту нечем. Так коллективу Уралмаш завода была поставлена задача – в кратчайший срок наладить серийное производство высокопроизводительных буровых установок. И неважно, что опыта в этом деле у завода не было никакого. Страна сказала «Надо!» Работать решили сразу по нескольким направлениям одновременно: создавать проект буровой и вводить в строй цех бурового оборудования. Тут же пригодился и опыт выпуска танков. В качестве силовых агрегатов для буровой приспособили танковые двигатели В-2, выпускавшиеся по соседству на Турбомоторном заводе. Дело пошло. В 1945 г., к очередной годовщине Октябрьской революции, выпустили первые три установки, а потом и серию. Но вскоре выяснилось, что запроектированные 3,2 километра установка не тянет.
Подключили одного из самых талантливых уралмашевских конструкторов — Л. A. Ефимова. Он создал новую и очень удачную модель насоса. А. Б. Верник и Г. В. Алексеевский придумали и разработали систему усиления мощности силовой установки. В ходе испытания новых механизмов придумали новую конструкцию муфт. Наконец была собрана совершенно новая модель — «Уралмаш-ЗД», то есть «дизельная, третья модель». Новая машина ушла в Баку и в том же 1951 г. пробурила скважину на большую глубину без единой поломки механизмов. Конструкция и все агрегаты ее оказались столь хорошо отлаженными, что завод выпускал «ЗД» вплоть до 1998 г. и отправил на нефтепромыслы страны свыше 5 тыс. этих машин.
Источник: С. Агеев, Ю. Бриль. Неизвестный Уралмаш. —Екатеринбург, 2003.